3/2 Дней/Ночей | 1 Участники |
Да, я начиталась Фрая. Да, я влюбилась во все сказочные истории после двух серий «Сказки старого Вильнюса». Да, я хотела, чтобы и со мной случилось хоть что-то чудесное…
Но, конечно, сказки остаются жить на страницах книг, и может это к лучшему — вымышленные миры мне всегда нравились больше существующих.
Я очень хотела весенний, теплый, звонкий Вильнюс — но Вильнюс, как и Москва в конце апреля усиленно морозят своих обитателей! Самыми полезными вещами оказались варежки и два капюшона.
С прилетом в Литву все прошло не очень гладко. Улетать я должна была в четверг вечером, на три дня. Но вот именно мой рейс отменили и перенесли на пятницу. В итоге оставив мне всего два дня. А когда этот рейс еще и подзадержали — я начала думать, что Вильнюс вообще не рад меня видеть. Я в этом утвердилась, когда долетела — дождь, ветер, темень, автобуса до города ждала долго, а когда села наконец… Что я вижу — компостеры. Как в детстве. А что я слышу — миллион алых роз в салоне автобуса. Прелестно же, ну.
Автобус выплюнул меня у вокзала и, имея на руках подробнейшее описание как дойти до хостела, я, конечно, заблудилась. Раз пятьдесят подряд. Я могу, да. Но я все равно дошагала, разместилась, все отлично. Утро началось с вафель, которые пекут администраторы хостела (впрочем, только из-за них я и не стала заморачиваться с поиском хостела, Юля сказала — вафли, значит живу там, где вафли!) и сытая- довольная пошла бродяжничать.
Причем бродяжничать мне кажется очень удачное слово для города, где очень много личностей одетых как настоящие хипстеры, только с абсолютно испитыми лицами. Но почему все их бомжи-алкоголики говорят на русском? …
Насчет выпить — Вильнюсу очень не хватает глинтвейна улицах!!! Нет, я не алкоголик. Но когда гуляешь вот в таких промозглых местах, глинтвейн обязан там водиться! Поэтому мне периодически приходилось спасаться от остывания всей меня разом в кофейнях и магазинах…
Знакомство началось с края республики Ужупис, исследовать который я так и не успела — решила, что все-таки начну со старого города, а потом уж дойду снова. Но как-то не срослось.
Вообще я даже особо не заглядывала в путеводители, не читала чем же так знаменито то или иное место. Мне просто хотелось нового города, просто гулять, просто визуально получать наслаждение.
Общее впечатление — город очень красив. Но совершенно запущен. Было ощущение, что еще лет двадцать-тридцать, и вся эта старинная красота просто упадет, развалится и сгниёт окончательно. Отбитые куски штукатурки, уродливые «граффити» — даже не граффити, а просто мазня из баллончиков, выбитые окна, заброшенность исторических зданий — меня это в каждом городе угнетает. Москва-умничка, у нас всё сохраняется, освещается. Как можно не следить за своей историей? Туристы никогда не будут ездить смотреть убогие и однотипные новостройки, и через сто лет будут ездить смотреть то, что смотрят сейчас — красивые дома, церкви, старые центры.
В Вильнюсе очень много дворов, мимо которых невозможно пройти — так и хочется свернуть с улицы во двор, как будто там обязательно спрятаны тайны и сюрпризы. Но сколько ни ходила дворами — Вильнюс не выдал мне ни одной тайны! Даже подкинул еще больше… Хочу знать историю возникновения этих чертовых окон! Почему они все разные? Почему так странно расположены?
Может быть это стена специально для сбежавших окон? Окна-бунтари, которые не захотели остаться на стенах, где их задумали?
Вот, например, это окно тоже ушло погулять, но вместо себя оставило обманку, да еще и с мечтающей девушкой — это сбежавшее окно очень ответственно подошло к смене места жительства!
А вот эти чайнички мне напомнили безумное чаепитие Алисы, я все ждала что откроется дверь и выглянет Шляпник… Правда по логике — пить чай бы мне пришлось тоже наполовину замурованной в стену?
А дворы… с секретами и без — очень забавляют, куда-то заглянешь и встретишься с непонятным таким чудиком, может быть хранителем данного дома, может еще за какой-то другой надобностью обитающего здесь.
Еще из недостопримечательных достопримечательностей Вильнюса -Вису Швентую, улица всех святых. На нее я планировала попасть в первую очередь)
Макс Фрай — или оживил, или зародил новую легенду (по крайней мере среди своих поклонников точно) «Оказывается, есть такая не то примета, не то просто городская легенда — если ищешь ответ на какой-то вопрос, хочешь узнать что-то важное или, скажем, совета спросить, иди на улицу Всех Святых, ходи по ней туда-сюда, думай свою думу и слушай внимательно, рано или поздно дадут тебе ответ человеческим голосом, главное — не прохлопать, потому что повторять никто не станет.»
Первый раз меня на эту улицу неожиданно вынесло, когда я искала свою ночлежку) понятное дело, что в дождь и темень дефилировать туда-сюда мне не улыбалось, да и вопрос был только один «Где этот гребанный хостел?» Все святые видимо решили, что это не самый важный вопрос в моей жизни и промолчали… Но днём, ноги меня снова принесли туда. И вопрос я задала. И ответ — получила.
Дальше с центра, со старого города я нечаянно учапала в Жверинас, поняла, что там смотреть нечего, и вернулась обратно — и сразу пошла в костёлу святой Анны, которая меня давно манила. Эх, не зряяяяя.
Вот бывают же такие места, от которых просто захватывает дух. Которые одним своим существованием доказывают бесконечность человеческих возможностей. Красота как смысл жизни. Вот вроде бы кирпичное здание — это что-то такое фундаментальное, тяжелое, надежное. Но «Анечка» (да простит она меня за фамильярность!) сделана из кирпича как из кружев — она хрупкая, изящная, воздушная…
Еще есть легенда, что Наполеон, отступая, хотел его увезти с собой во Францию. Я его понимаю. Я бы тоже хотела ее утащить в Россию!
Дальше я конечно полезла на смотровую площадку, расположенную у замка Гедиминаса, это ни с чем не сравнимое удовольствие — видеть новый город как на ладони — под вечным небом такие невечные, но не менее прекрасные города.
Еще одна легенда (тоже не знаю кто запустил ее — Фрай, или она существовала до этого) что князь Гедиминас не просто увидел сон про волка и его истолковали как волю богов чтобы на этом месте был построен город. Легенда «по-фраевски» звучит так: под холмом князь прилег вздремнуть — и спит до сих пор, и снится ему один зачарованный город — и это конечно Вильнюс. Такая версия мне очень импонирует — возможность съездить на прогулку в чужой сон — это так пикантно.
Вечер мне выпал очень спокойный и уютный — дома, с книжкой и клубникой. А утром я уже передислоцировалась. Держим путь на Тракай! Там известный островной средневековый замок.
Самым большим сохранившимся в Литве старинным замком является Тракайский замок, известный также как Троцкий или Трокский. Это островной замок, расположенный в центре озера Гальве. Территориально замок находится в городе Тракай — древней резиденции литовских князей.
а еще в замке снимали некоторые моменты из моего любимого детского фильма «Приключения Электроника»
Я правда почему-то думала, что маршрутка из Вильнюса в Тракай меня доставит непосредственно к воротам замка. Поэтому представьте себе, как вытянулось мое лицо, когда я увидела указатель что до замка без малого два километра! В Тракай я приехала видимо рановато по местным меркам. Потому что первые человек двадцать местного населения были весьма недвусмысленно бомжевато-алкогольного типа. Я снова пожалела что не продается глинтвейн. Холодный ветер с воды манил меня слиться с местными в высокоградусном экстазе.
Но слияние не состоялось, я вновь умудрилась заблудиться (город — три сосны, ну ё-маё, Васева!!), найтись, обрадоваться и погулять по замку, научиться делать селфи, возненавидеть немецких-литовских-русских туристов и снова удрать в Вильнюс).
со старого города ветер унес меня в район Науяместис (меня прям тянет читать это, поставив третьей букву «Х»…), из которого я долго пыталась выбраться, а выбравшись, повела себя кормить национальной пищей.
И, знаете что? Цеппелины — это конечно съедобно, но не больно-то и вкусно! Как люди умудрились превратить картошку в картофельный пластик мне не совсем ясно.
Но зеленый коктейль со шпинатом — это у них конечно шедевр. Мне как настоящему коню — куда ни положи шпинат — все становится вкусно.
Время уходит в Вильнюсе в дверь кафе,
провожаемо дребезгом блюдец, ножей и вилок,
и пространство, прищурившись, подшофе,
долго смотрит ему в затылок.
Иосиф Бродский.