3/2 Дней/Ночей | 2 Участники |
Увидев акцию WizzAir «билеты в Венгрию туда-обратно спроживанием» за сущие еврокопейки, я услышала райские трубы в своей голове и моментально визуализировала, как я гуляю по Будапешту. Свизуализировала — получила. Вообще, эти три первых сентябрьских дня с +30 °C были как VIP бонусное приложение к стандартному пакету «лето 2016». Вишенка на торте.
Место проживания понравилось сразу. И расположение удобное, и рогатые черепухи в цветочек в коридорах.
Мой тренер по контемпу терпеть не может мои танцевальные фотографии в отпусках. Говорит, неоригинально. Несвежо. Овандаливаю, дескать, достопримечательности. Ну, что сказать, главное — наслаждаться процессом овандаливания!
Конечно, смотровая на город — это святое. Я б даже так их и называла: базилика святого Иштвана, храм пресвятой Богородицы, святая Будапештская смотровая.
Это первая фотка на фоне Парламента. Но Парламент — как наркотик. Вызывает бесконтрольное желание фотать его, и себя на его фоне бесконечно.
Анекдот про Лизу.
Парламент огорожен — и сразу понятно, что тудой низя. Но Лиза решает, что ограждение стоит чисто для красоты, и с вопросом: «Интересно, а что будет, если я туда пойду» заносит ногу, чтобы переступить. Тут же, как глас божий из ниоткуда, до нас долетает окрик будапештского полисмена: «Хэй, леди!», на что исконная петербурженка, девочка со светлыми локонами и в платьишке, внезапно басом у него спрашивает: «Ты кого тут ледью назвал, а?»
Да и сам Будапешт красив целиком так, что ты щёлкаешь его, смотришь на фотку, осознаешь, что она не предаёт всей этой красоты, расстраиваешься и еще раз щёлкаешь. Не, ну вдруг какая-нибудь передаст. Снова нет? Щёлк.
Здание почтово-сберегательного банка Будапешта можно смело назвать одним из красивейших строений города. С тротуаране очень видно всех деталей, которые делают его сказочным прянично-заколдованным домиком — но изумрудно-золотая крыша была примечена со смотровой, мы зашли внутрь, чтоб поохать и поахать, а сейчас я специально полезла гуглить фотки, где четко видно всё великолепие этой жемчужины венгерского модерна. И вам советую погуглить. И это — банк. Вся эта волшебная красота отдана людям, которые считают деньги. А я бы отдала людям, которые пишут сказки. Или снимают фильмы. Венгерского «Гарри Поттера»
Мы направились к Парламенту, по пути безотрывно наслаждаясь видами, которые нам щедро отсыпал Будапешт.
Я слабо представляю человека, которого бы Парламент не впечатлил. Я вот линию ровно нарисовать не в состоянии, а люди сделали ТАКОЕ своими руками… Вот просто три занятных факта о нём:
1 — В возведении здания участвовали тысячи людей, при его постройке использовали 40 миллионов кирпичей и 40 килограммов золота.
2 Архитектор Имре Штейндль не смог увидеть свое творение воочию, так как он ослеп до завершения строительства.
3 С середины 20 века и до развала СССР шпиль здания венгерского парламента украшала красная звезда — по примеру башен Московского Кремля. После поворота Венгрии на Запад ее убрали.
Я продолжаю танцевать на площадях. Без музыки. Хотя Дунай и Будапешт мне отлично аккомпанировали.
Нельзя не рассказать об этом чуде туристической индустрии. Первое желание было броситься звонить в какую-нибудь службу спасения — автобус посреди Дуная тонет! А потом понимаешь, что никто вокруг не кипишует. И вообще он не тонет, а вполне себе уверенно плывет. И кстати по асфальту он ездит так же уверенно. Так что, если кто собирается в Будапешт — попробуйте экскурсию в автобусе-амфибии, думаю впечатления будут незабываемыми.
Будапешт в сумерках похож на город из песка, который налепил вдохновенный мальчишка с голубыми глазами и соломенно-светлыми кудрями. Этакий земной ангел. И город у него получился такой же — призрачный, острошпильный, слишком красивый, чтобы быть правдой.
Мы уверенно пёрли в термальные купальни Рудаш. Но таинственная сумрачность лестницы на гору Геллерт переманила нас на свою тёмную сторону, и мы пошли наверх. Я тут же пришла в режим спокойного восторга. Ну еще бы, ведь всё как я люблю: переться невесть куда по темноте. В гору. Когда ноги уже отваливаются от усталости. Идеально.
Хотя нет. Вот оно — идеально. Вид с горы на ночной Будапешт. Там мы купили вкусный сидр и сидели созерцали. Кстати, последующие два вечера мы стабильно отвисали в бассейнах Рудаша, а бассейн на крыше находится почти под этим самым местом. Вы только представьте это состояние: когда ты лежишь в тёплой воде на крыше и видишь своими глазами это вот всё. Я несколько раз себя щипала, чтобы убедиться, что не сплю. Один раз случайно ущипнула паренька в красных плавках рядом, и меня выгнали из бассейна за неприличное поведение :))))
Здесь, конечно, нужно бы рассказать, что это за мускулистый горный мужик… Но… мне вспоминается только как мы ржали: «вложи свой крест в мое язычество!»
Второй день начался с потрясающе красивого замкового комплекса Вайдахуняд (попробуйте быстро и с первого раза произнести правильно). Ну дойти до него точно было проще, чем выговорить. Замок производит странное впечатление, которое сложно сформулировать сразу. После на обзорной экскурсии с венгро-русским гидом всё стало понятнее.
Ну, во-первых, здесь никто никогда не жил. И, во-вторых, замку всего около ста лет. В конце 19 века Венгрия праздновала свое 1000-летие. По этому случаю был возведен «Исторический павильон» — замок из папье-маше, дерева и картона, в котором архитектор использовал элементы архитектуры двух десятков зданий, сыгравших определенную роль в развитии государства. Среди них оказался и настоящий средневековый замок Вайдахуняд, располагавшийся в румынской Трансильвании. Народ Будапешта настоял, чтобы замок из папье-маше стал настоящим.
Так, впихну сюда рассказ о названии города. Короче. Венгры — это сибиряки, которые вовремя оттуда свалили, и, по дороге награбив всё что можно, осели на берегах Дуная. И грабили еще долго. О том, что это реально славяне основали Буду и Пешт, говорит перевод этих слов — «домашний очаг, жилище» (буда «дом, строение, селение»; пешт «печь»)
Попрощавшись в Вайдахуняд, мы отправились искать Рыбацкий Бастион (снова наша ржака «тебя забыли спросить!!»), по дороге мы, конечно, делали привалы для фоток. В моём случае не привалы, а пришпагаты.
Как я и говорила, в Будапеште на каждом шагу можно наткнуться на потрясающую красоту. Иногда не самую знаменитую, но от этого не менее прекрасную.
Рыбацкий бастион тоже изначально строили к тысячелетию Венгрии, но слегка не уложились, но в целом постройку можно назвать молодой. Раньше на месте Рыбацкого бастиона была разбита окруженная крепостной стеной площадь. Здесь торговали преимущественно рыбой, а будайские рыбаки взамен обязались в случае военной угрозы денно и нощно защищать участок крепостной стены. Таким образом, сооружение обязано своим названием рыбакам, и, хотя называется грозно бастион, никогда оборонительного значения не имело.
Да, отсюда мы начали очень интересную экскурсию и узнали, что один только вид на набережную является наследием Юнеско. Заслуженно.
Экскурсию продолжили на метро. Будапештское метро гармонично соединило в себе и современные вагоны, и вагоны советского периода (такие же и у нас еще катаются), и даже желтые раритетные трехвагонные крохотулечки — этакий трамвай под землей. Центральные, исторические станции отделаны бело-коричневой плиткой, а эти чудесные деревянные шкафчики неотвязно ассоциируются с Нарнией. Я ушел в Нарнию через шкаф в метро Будапешта…
Неожиданно мы вернулись с экскурсией туда, где мы уже шарились утром. Но, честно говоря, это было очень кстати — сначала визуальный ряд, через некоторое время информативный. Тут мы присели прям на Площади Героев, Герои Венгрии позади нас. Ух, какие мужики там на конях! Тестостерон прет даже сквозь бронзу!
Официальное название — Церковь Девы Марии. Но под таким названием ее никто почти не знает, ее привычно именуют в честь самого главного венгерского короля — Матьяша Корвинуса.
Очень атмосферный памятник Анонимусу, неизвестному летописцу, автору книги «Деяния венгров». В 57 главах он описал историю расселения венгров, а также записал имена племенных вождей. Даже на моей фотке видно, как блестит перо в его руке — конечно любовно затертое и туристами, и местными. В интернете пишут, что перо может сделать гением любого, кто до него дотронется, нам экскурсовод сказал, что анонимус исполнит любое желание потирающего, если только оно нематериального характера. Меня устраивает любой расклад!
Я очень хотела в Сентэндре — очаровательный городок художников и кусочек нетронутого прошлого. Я читала, что перестройка даже частных домов, изменение общего вида этого города никак не случится без одобрения городских властей. Что такое бюрократия, мы знаем не понаслышке, поэтому стоит себе Сентендре, застрявший в своем провинциальном барокко, как муха в янтаре. Только оживленная торгово-туристическая улица ярко выделяется на фоне тихих и уютных двориков, увитых плющом.
Моя маленькая слабость — вышиванки. Украинская вышиванка на работе производит эффект красной тряпки для быка, среди моих политизированных на всю голову коллег. И ни один, ни один ведь не смог бы отличить русскую от белорусской и украинской вышиванки. Различия конечно есть, но мягко скажем, не очевидные тем, кто не полезет в этом разбираться специально. Если бы я пришла в такой вышиванке, я бы для них все равно была Хохлушкой и Лесей Украинкой.
Сходили мы и в музей марципана. Сложно находиться в музее, где чисто теоретически все экспонаты ты можешь сожрать. Их конечно держат за стеклом. Но ведь чисто теоретически я могу!
Вот, например, эти кактусы — целиком из марципана. Как тут мне не завидовать людям, у которых руки не из жопы?..
Представляете, если бы я разбила стекло, я могла бы укусить Майкла Джексона за ляжечку, например …
Вот Сэнтэндре весь такой: пустые улочки, маленькие аккуратные домики, зелень и спокойствие.
А, еще я хотела рассказать, как вкусно нас кормил Будапешт. Реально, везде, где мы ели — было очень вкусно и очень много! Когда мы только приехали, мы побежали закинуться кофе и топливом в ближайший торговый центр. Я заказала лапшу в стандартном китайском ресторанчике. Вот представьте порцию, которую дают в Москве. И теперь умножьте на три. Потому что обалденно вкусную лапшу мне подали на огромной тарелке с такой горкой, что она постоянно норовила устроить лапшичный сель. Одной тарелкой можно было накормить трёх меня или маленькую голодающую страну в Африке. И все три дня мы питались более чем вкусно и сытно. Приятно вспомнить :)
Вернувшись из сахарной провинции в Будапешт, мы тут же устроили круиз по Дунаю на местном общественном транспорте — речном трамвае, знатно сэкономив на туристической экскурсии по такому же маршруту.
Must see Budapest — это конечно музей террора. Даже не музей, а перфоманс-пространство, где очень грамотно погружают в атмосферу жизни при самых кровавых диктатурах, которые перенесла Венгрия. Да, это фашизм и коммунизм. И знаете, самое отвратительное чувство, когда тебя водят по подвалам, где пытали людей при красном терроре и рассказывают о сломанных судьбах тысяч человек — самое отвратительное чувство, это понимать, что у нас-то пострадали миллионы людей. А такого музея памяти нет и вероятнее всего не будет никогда.
Самые запомнившиеся мне залы — Лабиринт кирпичей из сала, напоминающий о тяжелых 1950-х годах, зал оклеенный плакатами лживо-бодрой пропаганды чудесной жизни рука об руку с коммунизмом, и зал с изделиями из «драгоценного металла» — алюминия. Жаль точно не запомнила фразу аудиогида, но смысл такой что повсеместная неудобная, некрасивая бытовая утварь являлась просто олицетворением жизни того периода.
Единственное, что мы упорно пробегали мимо все три дня — это известный мемориал жертвам Холокоста. Но уехать из Будапешта, не посмотрев на него, казалось немыслимым злодейством. Поэтому ночью, после того, как мы немного восстановили ноги уходившихся вусмерть туристов в купальне, мы пошли их искать. Мы их нашли. Да, в темноте железная обувь вдоль набережной смотрится как настоящая разношенная обувь и кажется, что их владельцы нашли свой последний покой в водах Дуная не больше полувека назад, а вот… только что.